Республика Татарстан, г. Набережные Челны
+7 (8552) 200-210
+7 (967) 379-02-10

Вы здесь

Тахограф: скрытые ресурсы и упущенные выгоды

Тахограф – это прибор, признанный повысить безопасность на дорогах. Его значимость для общества очевидна, разумеется, при правильной эксплуатации и соблюдении водителями режима труда и отдыха. Но если говорить о перевозчиках? Для многих из них законодательные требования об обязательном оснащении транспорта тахографическим оборудованием обернулись дополнительными издержками. Покупка, установка прибора, обучение водителя. Неудивительно, что многие владельцы транспортных средств негативно отнеслись к нововведениям. Но всё ли так однозначно? Об этом мы спросили руководителя коммерческого департамента ООО «ФДО-МЕТТЭМ» Юрия Гайлита.

Юрий Анатольевич, может ли перевозчик получить выгоду от использования тахографа?

Прежде чем говорить об упущенных возможностях, я хотел бы напомнить о тех убытках, которые несёт предприятие, если не устанавливает тахограф. Нарушение законодательных требований приводит к штрафным санкциям. Причем финансовые потери будут носить не одноразовый, а накопительный характер - несоблюдение одних норм и требований приводит к цепной реакции: нарушаются все остальные законодательные требования, а их в части тахографии очень много.

Второе и самое важное – снижение ущерба от транспортных происшествий. Не будем забывать, что тахограф - это не просто средство технического контроля, он меняет мировоззрение водителя: неусыпно контролирует его деятельность, заставляет пересмотреть стиль и режим вождения, быть более дисциплинированным. В Европе за 10 лет использования тахографа число ДТП сократилось на 23%, ДТП со смертельным исходом - на 55%, межаварийный период эксплуатации транспортного средства увеличился в 2,5 раза.

Если рассматривать конкретные статьи расходов, какие затраты позволяет снизить использование тахографа?

Например, затраты на ГСМ. Если водитель правильно эксплуатирует свою технику, он не делает резких ускорений. Его план-график расписан, чётко определено время, которое он должен быть в движении, прописано, сколько он будет отдыхать. У него нет ни желания, ни возможности нарушать скоростной режим. В связи с этим сокращаются уже прямые издержки на содержание ТС, а не косвенные.

Данные, которые фиксирует тахограф, имеют юридическое значение. Как это могут использовать перевозчики?

Тахограф записывает не только сведения о времени, которое водитель провёл за рулём, но также данные о скорости и пробеге. Для многих предприятий скорость и пробег – важные показатели. Бухгалтеры нередко сталкиваются с проблемой, когда данные путевого листа и навигационной системы расходятся. Кроме того, у спидометра есть погрешность, а системы мониторинга могут некорректно показывать информацию ввиду отсутствия покрытия. Тахограф же даёт точные юридически значимые показания, которые можно принимать за основу.

Ещё один аспект – юридически значимые данные тахографа незаменимы при разборе дорожно-транспортных происшествий. Их можно использовать как доказательную базу, чтобы снять необоснованные обвинения в адрес предприятия.

А какие возможности даёт тахограф с точки зрения организации работы на предприятии?

 

С помощью тахографа можно оценивать эффективность каждого водителя и уровень его квалификации, при необходимости проводить обучение и другие организационные мероприятия. Это тоже косвенно влияет на издержки: ведь чем более дисциплинирован водитель, тем меньше будет штрафов.

Ещё одно неоспоримое преимущество тахографа, которое, к сожалению, российские перевозчики пока ещё не используют, - это возможность корректно учитывать работу каждого отдельного водителя. Интересно, что тахограф изначально был придуман как некий инструмент контроля для учёта рабочего времени водителя, чтобы в дальнейшем рассчитать его зарплату. 

 

Вы перечислили довольно много направлений. Но как это осуществляется на практике? Как анализировать данные тахографа, ведь одной распечатки явно недостаточно?

Существует три основных инструмента для контроля данных, которые записывает тахограф. Первое – как раз распечатка. С её помощью можно проводить анализ, но делать это довольно трудно. Второй инструмент - экран тахографа, однако он показывает текущие сведения и интересен скорее водителю. Основной же механизм контроля – это считывание показаний с тахографа с помощью специальных программ. Они корректно разбирают данные: сперва проверяют цифровые подписи (чтобы подтвердить юридическую значимость показаний), а затем делают полный анализ по всем водителям и транспортным средствам.

Требуют ли такое программное обеспечение отдельной установки? Как происходит выгрузка данных с тахографа в программы?

Реализаций довольно много. Допустим, в нашей компании есть специально разработанный ключ, DLKPro TIS-Compact®, который умеет считывать данные с любых карт и напрямую с тахографа. Устройство проводит простейший анализ и показывает нарушения на своём экране. Для того, чтобы изучить сведения детально, нужно вставить ключ в USB-разъём компьютера, после чего автоматически запускается программа для более глубокого анализа всех данных. Никаких специальных лицензий или требований нет, программа понятна на интуитивном уровне.

Однако такое решение применимо скорее для предприятий с небольшим парком техники. Крупным перевозчикам регулярно снимать и анализировать данные с каждого тахографа проблематично, поэтому мы сделали интеграцию с производителями ГЛОНАСС оборудования. Мы предлагаем клиентам, чей парк уже оснащён системой мониторинга ГЛОНАСС, считывать сведения тахографа удалённо.

А существуют ли программы, которые позволяют выстроить систему управления транспортной логистикой?

Да, в Европе это активно используется. Программное обеспечение там имеет расширенный функционал, позволяет решать вопросы логистики: подбирать транспортные средства и водителя в зависимости от поставленных задач на предприятии, формировать путевые листы с учётом режима труда и отдыха. В России, к сожалению, я пока не встречал даже подобного запроса. Думаю, со временем программные продукты в нашей стране будут развиваться в том же направлении. Пока прогресс во многом ограничен отсутствием понятных требований к режиму труда и отдыха. Только, когда нормы 15 Приказа будут чётко сформулированы, можно будет математически просчитывать какие-то процессы на предприятии, наиболее эффективно выстраивать планы перевозок, и, соответственно, повышать лояльность контрагентов, ведь сроки поставок тоже будут прогнозируемы.

Используют ли российские перевозчики перечисленные вами преимущества тахографа?

Это самая большая проблема. Даже те предприятия, которые оснастили свой парк тахографами, эксплуатируют их не в полной мере. Многие просто выполнили законодательные требования и установили прибор. Это полумеры. Эффективности это не даст. Лишь единицы действительно задались вопросом, что дальше делать с этим устройством, осознали, что необходимо считывать данные не только с карточки, но и с тахографа, хранить и анализировать их. Единицы используют тахографы, для получения достоверных сведений о пробеге.

В чём проблема – в отсутствии информирования?

Скорее в пассивности владельцев транспортных предприятий. Перевозчику нужно быть грамотными. Необходимо изучить все законодательные документы, а не только 36 Приказ Минтранса. Он должен понимать, какой программный продукт купить, какой тахограф выбрать, в какую мастерскую обратиться, знать требования, предъявляемые к установке и пломбировке. Фактически перевозчик должен быть экспертом в области тахографии и только после этого предпринимать какие-то шаги. Если он делает что-то неправильно, то сам потом терпит убытки. Других ответственных здесь нет.